Строительная техника :: Назначение и классификация строительных экскаваторов
Posted on Декабрь 29, 2009
Строительные экскаваторы – это землеройная техника на самостоятельном ходу. Они предназначены для осуществления разработки, а так же перемещения грунта в отвал, или отгрузку в транспорт. Применяются строительные экскаваторы для устройства каналов, рытья котлованов, прокладки траншей, устройства дорожных выемок, применяются они для возведения плотин и насыпей, подобная техника эффективно работает в карьерах.
От иной техники, относящейся к группе землеройных и землеройно-транспортных машин, экскаваторы отличаются тем, что они специализируются на разработке грунта и его перемещении только в рабочей зоне.
Дальнейшее перемещение грунта, его перевозку в различного рода земляные сооружения происходит при помощи включенных в процесс транспортных машин. То, что разработка грунта и его перевозка происходят при участии различной техники, причем процесс идет непрерывно, позволяет значительно повысить производительность работы экскаваторов. Она куда выше, нежели у землеройно-транспортной техники такой же мощности. Конечно. В процессе используется большее количество техники, а значит, возрастает расход и на амортизацию и на горючее, однако 8-230 значительно возросшая производительность процесса и надежность экскаваторов делает их наиболее используемой в земляных работах техникой.
Постоянное совершенствование конструкции экскаватора нацелено на то, чтобы его потребительские свойства максимально соответствовали задачам, которые этой технике предстоит выполнять.
Экскаватор был создан одним из первых в сонме землеройных машин. Легендарный Леонардо да Винчи свои чертежи специальной машины для рытья каналов разработал еще в 1500г. Именно они являются своеобразным прообразом современных экскаваторов с грейферным захватом и драглайна. В 1811 году был построен первый в России многоковшовый экскаватор.
Мощность созданной на Ижорском заводе машины была всего 11 кВт (15 лошадиных сил). В 1902г. Путиловским заводом было выпущено 32 паровых экскаватора с объемом ковшей в 2,29м, спустя три года – в 1905г. немецкая фирма начала производство полноповоротных паровых экскаваторов, имеющих четырехметровый ковш.
Позже появились первые экскаваторы с электрическими и дизельными двигателями, мощность землеройной техники росла. 1947г. на Уралмаше — в России созданы экскаваторы, имеющие ковш 3…5 м. Прошло 28 лет и на том же Уралмаше на свет появился шагающий экскаватор-драглайн, ковш которого вмещал уже 100м. К 1987г. строительный комплекс СССР насчитывал в своем парке 171,3 тыс. экскаваторов.
Многообразие конструкционных решений строящихся объектов, возводимых во всех климатических зонах мира, породило необходимость в широкой гамме строительных экскаваторов. По принципу действия, виду оборудования, как ходового, так и рабочего, типу используемого привода, виду управления и поворотному устройству, экскаваторы подразделяются на группы.
Согласно принципу действия, различаются циклического и непрерывного действия экскаваторы. Первые – одноковшовые экскаваторы, использующие в своей работе ковш, вторые – многоковшовые, фрезерные и скребковые экскаваторы.
Одноковшовые экскаваторы в зависимости от назначения, бывают универсальные и специальные. Предназначение универсальных – различные земляные работы. Для выполнения работ эти машины имеют ряд сменного оборудования. В отличие от универсальных, специальные экскаваторы (шахтные, туннельные и т.д.) имеют только один вид рабочего оборудования. Самое широкое распространение получила прямая лопата, предназначенная для разработки и отгрузки грунта.
Работы таким оборудованием проводятся выше уровня стоянки экскаватора; еще один широко распространенный инструмент — обратная лопата. Она предназначена для разработки грунта ниже уровня стоянки экскаватора; очень распространен драглайн, он, как и обратная лопата, предназначается для работ с грунтом ниже уровня стоянки экскаватора. Однако, в отличие от обратной лопаты, он имеет больший радиус действия; грейфер – следующий вид распространенного оборудования для работы специальных экскаваторов. Его предназначение – погрузочно-разгрузочные работы и разработка котлованов значительной глубины. Достаточно часто используются копер, скребок, струг, планировщик откосов, корчеватель, погрузчик и прочее сменное оборудование, предназначенное для планировочно-отделочных процессов и вспомогательных работ.
Конструкционно различается рабочее оборудование с гибкой, с жесткой и с телескопической подвеской рабочего органа. В случае с гибкой подвеской, рабочий орган работает при помощи канатов, которыми он подвешен. К подобного типа оборудованию относится драглайн. Грейфер – тоже имеет гибкую подвеску. Плюсом гибкой подвески является то, что с ее помощью рабочая зона увеличивается.
Однако имеется и отрицательный момент: больших усилий при разработке грунта добиться не получится. В технике с жесткой подвеской, рабочее оборудование приводится в действие при помощи гидроцилиндров. Это шарнирно-рычажное оборудование способно работать даже с грунтами высокой плотности, так как способно развивать значительное усилие. Минусом машин с жесткой подвеской является то, что рабочая зона у них несколько уменьшена. Универсальной является техника, оснащенная телескопическим оборудованием. Она способна регулировать радиус действия своего рабочего органа на машинах сравнительно небольшой мощности.
Подразделение экскаваторов непрерывного действия, происходит по конструкции рабочего оборудования. Подобная техника бывает цепной с ковшовой цепью, с цепью со скребками, а так же роторная с ковшовым или фрезерным ротором. По типу движения рабочих органов, различаются продольное движение (в плоскости движения экскаватора), поперечное, бывает так же радиальное движение с вращением рабочего органа.
По типу ходового устройства различаются экскаваторы на гусеничном ходу, шагающие экскаваторы, пневмоколесные, автомобильные и плавучие экскаваторы. Первые два вида ходовых устройств применяются на мощных экскаваторах, предназначенных для крупных сосредоточенных объектов, предполагающих значительные объемы земляных работ.
По типам привода различаются одномоторные экскаваторы, чей привод механизмов производится от одного двигателя, а так же многомоторные экскаваторы, чьи механизмы используют индивидуальные двигатели.
Экскаваторы, оборудованные на автомобильном шасси, оборудованы двумя двигателями. Первый предназначен для передвижения, он установлен на шасси, второй двигатель, установленный на поворотной платформе, служит приводу механизмов. Экскаваторы, оснащенные гибкой подвеской рабочего органа, оборудованы механическим приводом, машины с жесткой подвеской – гидравлическим приводом.
Наиболее эффективны в работе полноповоротные экскаваторы, платформа с рабочим оборудованием у которых способна осуществлять поворот вокруг вертикальной оси на 360°. Неполноповоротные механизмы создаются на автомобильном и тракторном шасси.
Силовые установки, применяемые на экскаваторах — дизельные, дизель-электрические и дизель-гидравлические. Они имеют различные виды управления механизмами, например рычажные, электромагнитные и гидравлические, и т.д.
Все эти виды конструкций узлов и агрегатов экскаваторов применяются в различном сочетании, особенно в части рабочего оборудования, шасси и поворотного устройства. Делается все, для того, чтобы добиться максимально возможного соответствия техники характеру производимых работ, а так же для повышения эффективности их работ. Одноковшовые экскаваторы, оборудуемые жесткой подвеской, для достижения большей мобильности, собираются на пневмоколесном ходу.
Это позволяет с успехом применять их на рассредоточенных объектах. Подобная же техника, установленная на гусеничное шасси, обладает повышенной устойчивостью. Ода вида машин могут быть исполнены в трех климатических вариантах: предназначенные для использования в средней полосе, экскаваторы для зон с суровым северным климатом и те, что будут работать в тропиках.
Наиболее эффективные экскаваторы укомплектованы комплектом сменного рабочего оборудования, позволяющего качественно и соблюдением технологии, выполнить многие виды земляных работ. Комплект сменных ковшей к обратной лопате: нормальное, узкое и профилированное рабочее оборудование, дает возможность прокладывать различного проектного профиля траншеи, при этом на смену оборудования уходят считанные минуты. Это серьезно влияет на конечную производительность машин.
Comments are currently closed.